НОД «Птицы Ленинградской области»


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение 

«Агалатовский детский сад комбинированного вила№1» 

Конспект НОД с детьми подготовительного дошкольного возраста  

в центрах активности по теме «Перелётные птицы». 

Михайлова Виктория Викторовна – 

воспитатель. 

Ленинградская область, Всеволожский р-н, д. Агалатово 

2015 год 

Цель. 

Расширение, систематизация  и закрепление знаний о перелётных птицах на примере птиц Ленинградской области. 

Задачи: 

Лаборатория творчества: 

 

Продолжать формировать умения обучению изготовления объемных предметов. 

Оказывать помощь в становлении творческой личности ребёнка, развивать навыки художественного творчества. 

Воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту. 

Лаборатория науки и природы (экспериментирования). 

Расширить представление детей о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни; 

Развивать наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; 

Формировать доброе и бережное отношение к птицам. 

Кафетерий (кулинария). 

 

Продолжать формировать умения  детей пользоваться столовыми приборами. 

Развивать воображение в процессе приготовление угощений. 

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности. 

Интеграция образовательных областей: 

— социально-коммуникативное развитие; 

— познавательное развитие; 

— речевое развитие; 

— художественно-эстетическое развитие; 

— физическое развитие. 

Материалы и оборудование: 

Общий сбор: 

— мультимедийная система: экран, проектор, компьютер; 

— предметные картинки перелётных птиц, 

— подборка видеоматериала презентация «Птицы и их голоса» 

— аудиозапись «Голоса птиц», 

— бубенсимвол группы пчёлка; 

— мяч, бейджики «Орнитологи» 

 

Лаборатория творчества: 

— На ватмане бумаги подготовлен фон, аппликация деревьев; приготовлены вырезанные по трафарету птицы 

— ножницы, клей, простые карандаши, гофрированная и цветная бумага; 

— пооперационные карты; 

— правила техники безопасности в лаборатории. 

 

Лаборатория науки и природы (экспериментальная деятельность): 

— перья, емкости с водой,  халаты или фартуки; 

— увеличительные стекла,  клестерподкрашенный черной гуашью 

—  моющее средство, перчатки, салфетки; 

— пооперационные карты; 

— правила техники безопасности в лаборатории. 

 

Кафетерий (центр кулинарии): 

 фартуки и косынки, скатерть; 

— дрожжевое тесто, мука, скалки; 

— разделочные доски; 

— пооперационные карты; 

— правила техники безопасности в лаборатории 

 

Предварительная работа: 

1.Чтение художественной литературы о птицах. 

  1. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».

3.Работа над понятием «орнитолог». 

  1. Рассказ педагога о  перелетных птицах  в свободной деятельности, почему их называют перелетными.
  2. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы».
  3. 6.Наблюдение за птицами во время прогулок.
  4. Приготовление фона, вырезание потрафарету птиц.

Ход непосредственно-образовательной деятельности: 

Общий сбор. Звенит бубен. Дети убирают игрушки и встают в круг. 

 

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, я сегодня вам хочу предложить построить «Гору Дружбы», соединив наши руки (протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.) Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится. 

Беседа о перелётных птицах. 

Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень). 

Ребята, а какие приметы осени вы знаете (перечисляют). Правильно, вы заметили, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края.  

Давайте по рассуждаемПочему перелётные птицы улетают на юг? (становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм). 

— Давайте вместе вспомним названия перелетных птиц (грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди и др.)  

  • Какие птицы улетают первыми? (те, которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки)
  • Какие птицы улетают последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)
  • Как улетают журавли? (клином)
  • Как улетают гуси, утки? (вереницей)
  • Как улетают ласточки, скворцы, грачи? (стаей)
  • А какие птицы улетают поодиночке? (кукушки)

Молодцы! 

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в одну игру «Скажи одним словом». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. 

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. 
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. 
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. 
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. 
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. 
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др. 

Воспитатель: А как называются люди-ученые изучающие птиц? 

Ответы детей: орнитологи 

Воспитатель: Да, правильно дети. Я приглашаю вас на ученый совет Орнитологов.  Орнитолог – это специалист, который изучает птиц, их строение, питание, размножение., повадки. Вы хотите стать орнитологами и рассказать нашим гостям о перёлетных птицах? 

Дети: Да. 

Воспитатель: 

Тогда, мы сейчас произнесем волшебные слова, а вы повторяете за мной и хлопаем в ладоши: 

«1,2,3, 4,5  повернись, 

в орнитологов превратись» (надевают бейджики «Орнитологи»). 

Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи» 

— Здравствуйте, ученыеорнитологи! Сегодня на нашем учёном совете мы поговорим о перелётных птицах. Возникла проблема у птиц. 

 

На экране демонстрируются слайды с фотографиями птиц. 

Воспитатель: Перед вами птицы Ленинградской области 

1 слайд «Птицы Ленинградской области». 

2 слайд 

Воспитатель: Кто знает, что за птица? 

Зяблик, а назвали ее так, потому что перед дождем она всегда хохлится, будто зябнет и тихонько выговаривает «рюм-рюм». В народе говорят: зяблик рюмит к дождю.  

Зяблик подбирает семена, щиплет ростки, поедает жуков и гусениц. 

Давайте послушаем ее голос. 

3 слайд 

Воспитатель: Это что за пестрая птица? 

Кукушка 

Кукушка не любит общаться с другими птицами. Её любимое блюдо — мохнатые гусеницы, которыми «брезгуют» остальные птицыКукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц. 

Воспитатель: давайте ее послушаем 

Аудиозапись  с голосом кукушки 

4 слайд 

Воспитатель: Это что за красавица? 

Мухоловка-пеструшка 

А как вы думаете, почему ей дали такое название? 

Она нарядная! А главное, она так здорово ловит бабочек, комаров, жуков, но больше всего мух. Поэтому ученые ее  так и величают – мухоловка-пеструшка.  

Мухоловка – птичка небольшая, но аппетит у нее отличный. 

Маленькая птичка чёрно-белой окраски. Зимует в тропической и Северной Африке. 

Воспитатель: давайте ее послушаем 

Аудиозапись  с голосом мухоловки-пеструшки 

Воспитатель: Во время заседания ученые делают перерыв на отдых. Я предлагаю вам немного отдохнуть 

Физминутка «Птицы». 

Пой-ка, подпевай-ка,                           2 хлопка. 

Десять птичек — стайка.                      3 шага. 

Все известны для детей: 

Это птичка — соловей,                          Правую руку поднять вверх. 

Эта птичка — скворушка,                      Левую руку поднять вверх. 

Серенькое перышко.                            Руки вверх, вниз. 

Это птичка — коростель,                       Правую рукув сторону. 

Это птичка — свиристель,                    Левую рукув сторону. 

Это — зяблик, это — стриж,                 4 хлопка. 

Это — развеселый чиж,                         Руки вверх, вниз. 

Ну, а это — злой орлан.                         4 хлопка. 

Птички, птички, по домам!                    Полетать по залу. 

 

5 слайд 

Воспитатель: Эта птица жительница парков. 

Чечевица 

Она живет в дубравах и старых парках. Питается чечевица семенами, ягодами, цветами и в небольшом количестве насекомыми.  А в песенке отчетливо слышатся слова «чечевица», послушайте Аудиозапись  с голосом чечевицы. 

 

6 слайд 

Воспитатель: Кто узнал, что за птица? 

Скворец, 

правильно 

Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв  прямой короткий хвост. 
Гнездится в дуплах. Питается   крупными насекомыми гусеницами и кузнечиками. Потребляет также виноград, вишни, черешни и плоды других плодовых деревьев.  

Они охотно селятся в специально устраиваемых для них «скворечниках»,  В неволе скворец скоро привыкает к растительной пище.  

Особенность его в том, что скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы. Он может пролаять как собака, или мяукать, как кошка.  

На зиму скворцы улетают в Африку. 

 

7 слайд  

Воспитатель: Ученые-орнитоголги сегодня в нашем районе была обнаружена стая этих птиц.  

Кто знает, что за птица? 

Правильно, это белый аист. 

Белый аист  крупная болотная птица  нередко гнездится возле человеческого жилья. 
Излюбленной пищей аиста являются лягушки, жабы, ужи и гадюки, а также крупные кузнечики и саранча. 

 Аист - крупная болотная птица, высотою до одного метра. Птица может простаивать на одной ноге целые часы. Осенью улетает в жаркую Африку.  

В гнезде птицы откладывают от 2 до 5 яиц. Родители насиживают их по очереди 33 дня. На всех территориях, где обитают аисты, население относится к этой птице очень бережно, считает, что она приносит в дом счастье, достаток и много детей. 

А издает аист клацающие звуки, послушайте. 

Воспитатель ставит аудиозапись  с голосом аист. 

По неизвестным причинам они не смогли улететь стаей на юг в тёплые краяЭто редкий вид, их осталось очень мало, им угрожает исчезновение. Белый аист даже занесен в Красную книгу. И поэтому мы орнитологи должны помочь этим птицам.  

Воспитатель: Вы готовы помочь белым аистам? 

Дети: Да!!!

Воспитатель: Давайте приступим к работе. Сегодня работают 3 лаборатории: 

лаборатория творчества; 

лаборатория кулинарии 

лаборатория науки и природы. 

Давайте посмотрим, какую работу предстоит сделать нам в наших лабораториях. 

 

В лаборатории творчествавы будете работать над созданием интересной картины, вам нужно будет помочь отправить этих птиц на юг, в теплые страны. 

 

В лаборатории науки и природы вы будете заниматься научно-исследовательской работой, проводить опыт с пером. 

 

И недалеко от наших лабораторий будет работать кафетерий, где вы приготовите угощения для наших ученых-орнитологов и для наших гостей 

 

Воспитатель: Возьмите свою фотографию и приложите к той лаборатории, в которой вы бы хотели работать. Кто выполнит работу и захочет прейти в другую лабораторию, нужно переложить фото в следующую лабораторию. 

 

Дети работают в лабораториях. 

IIГрупповой сбор 

Предупреждение об окончании работы, приведении в порядок рабочих мест. Звенит бубен. 

Подведение итогов в лабораториях: смотрим и обсуждаем, кто, чем занимался, были ли проблемы, как решали.  

Воспитатель: Наш учёный совет подходит к концу. Нам хотелось бы подвести итоги в ваших лабораториях. 

Кто из вас работал в лаборатории «Науки и природы».  

Что вы делали? 

Какой вывод мы сделаем? 

 

Кто из вас работал в «Кафетерии».  

Что вы делали? 

Какой вывод мы сделаем? 

 

Кто из вас работал в лаборатории «Творчества».  

Что вы делали? 

Кокой вывод мы сделаем? 

 

Кем мы были сегодня? 

Что интересного мы с вами делали? 

Что нового вы узнали? 

 

Благодарю детей. 

 

-Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись. Руку правую подали, руку левую пожали. И сказали: «Молодцы» 

 

Во второй половине дня можно с детьми провести: 

Д/и «Кто лишний и почему?», «Один-много». 

Интеллектуальная игра «Знание птиц». 

«__»__________2015 год.                                Михайлова Виктория Викторовна –  воспитатель.


 

Оцените статью
MyViVi
Добавить комментарий